Нужен психолог Киев, агрессия в отношениях, агрессия в школе | Cerebra Психолог Киев {literal} {/literal}

Агрессия в отношениях

» Опубликовано Mar 14, 2012 в Конфликтология | Нет комментариев

Агрессия в отношениях

Итак, начнем с определения: прежде всего, что такое агрессия? Это преднамеренное причинение вреда другим (или даже себе, случается и такое).
Существует различные виды агрессии, но сейчас мы поговорим по поводу одной из самых опасных, которая проявляется в отношениях – сюда относятся те случаи, когда именно отношения между людьми являются основным оружием нападения.

Чаще всего подобные разборки происходят у школьников внутри подросткового коллектива. И более к ней склонны девочки, чем мальчики. Если “нормальные пацаны” предпочитают подбить глаз оппоненту или разбить нос, то девчонки могут устраивать заговоры, бойкоты, насмешки, злые шутки, сплетни, etc.

Здесь срабатывает хитрый “защитный механизм”: когда ты скрыто издеваешься над жертвой, всегда можно сказать взрослым, что это просто шутка или игра. А этот дурак\дура обиделись и шуток не понимают. Либо объяснить, что “просто перестали дружить”.

В таких конфликтах всегда есть Агрессор, Жертва и Сторонники. И Агрессор и Жертва, как правило, имеют серьезные эмоциональные проблемы, которые их и сводят вместе. Агрессор чувствует тревогу за свое положение в группе подростков и цепляется либо к тому, кто представляет непосредственную угрозу для его статуса, либо (что более часто) это случайный более уязвимый оппонент, легкая цель, который используется для демонстрации своих возможностей – чтобы другим было неповадно.

Жертва, как правило, изначально является неуверенной в себе, внушаемой, нерешительной, более эмоциональной и ранимой. Именно эти качества, позволяют Агрессору чувствовать над ней верх. Если бы это было не так, то тревожный Агрессор не стал бы связываться. Если бы его сразу поставили на место, то он бы не чувствовал себя “крутым”.

Как бы там ни было Агрессор тоже не сильно бывает удовлетворен своей деятельностью по издевательствам над слабыми. Это хоть и дает короткое облегчение и ощущение “могущества”, тем не менее, по настоящему проблемы не решает. Даже если побьешь пол-школы, то ты не станешь умнее или успешнее. Да и в конце концов вообще можешь всегда напороться на того, кто будет тебя сильнее ;)

Агрессоры часто имеют довольно низкую самооценку и проблемы в семье, связанные с насилием разного рода или пренебрежением. Последнее объясняет тот факт, что поведение подавляющее и оскорбляющее других Агрессор расценивает как нормальное.

Это, как бы, не издевательства. Просто немного дразнит, немного обзывается, немного сплетничает. А не делают так только “слабаки”.

С другой стороны, Жертва часто в процессе преследования приобретает депрессивное состояние, которое в подростковом возрасте может привести к суициду. Подростки очень эмоционально ранимы и вместе с тем могут быть беспримерно жестоки. Могут вывалить сердечные секреты своей подруги на осмеяние одноклассникам, а та может действительно этого не пережить – в прямом смысле этого слова.

Особенно благоприятную почву для такого вида агрессии предоставил Интернет. Около 60% девочек-подростков признались, что используют Интернет (социальные сети, тематические форумы, etc) для агрессии в отношениях. Сплетничают, создают фейковые (поддельные страницы), распространяют оскорбляющие материалы в группах и комъюнити, и т. д.

Подростки с устойчивой самооценкой, с хорошими личностными границами, ориентированные на достижение тех или иных целей, имеющие поддержку и любовь родителей, и разнообразные интересы, в гораздо более низком риске попадания в ситуации с агрессией в отношениях.

В целом, классически выделяются 3 вида такой агрессии:

1. Отказ во внимании и принижение значимости в отношениях.

2. Исключение из социальной активности.

3. Вред репутации Жертвы через распространение сплетен, слухов, или лжи.

Однако, как правило эти проблемы не встречаются отдельно от другого вида вербальной (словесной) агрессии – оскорбления, унижения, высмеивания и т.п.

То, что эти вещи довольно часто встречаются в школе ни для кого не секрет. Да и после школы, в институтах и университетах некоторые студенты не могут отказать себе в удовольствии поднять свою самооценку за счет чего-то такого. Иногда и взрослые люди продолжают плести заговоры и объявлять бойкоты другим взрослым людям и полагают, что это “замечательное” средство решить свои проблемы.

Что с этим делать?

1) Профилактика, которую нужно проводить в учебных заведениях.

Подросткам как можно раньше стоит объяснять, что такое явление, как агрессия имеет место в природе. И что она собой представляет. Что это явление неправильное и никто не должен терпеть ее по отношению к себе. Объяснять это нужно как можно раньше.

И что “повышение настроения” за счет слез других – это очень плохо. А хулиган и агрессор не мифический и героический персонаж, “рубаха-парень”, а трусливый и неуверенный в себе человек. Это лишает роль Агрессора ореола привлекательности.

Вместе с тем, надо четко понимать, кто такой Лидер в коллективе. Что это человек, который поддерживает, помогает, берет на себя ответственность, а не тот, кого все боятся.

2) Должны быть проговорены все аспекты поведения. Об этом родители последнее время избегают говорить, т.к. бояться, что мораль мешает жить человеку. С другой стороны предполагается, что подросток будет себя вести достойно по умолчанию, потому, что догадается. Подростки бывает, что догадываются неправильно, что приводит к тому, что они делают неправильные заключения.

Например, что издевательства сверстников надо молчаливо сносить и никогда не жаловаться, или что просто так проходя мимо можно пнуть более слабого и ничего в этом нет.

Также нужно учиться решать проблемы и улаживать разногласия. Если ты себя чувствуешь плохо в отношениях, иногда бывает полезно просто озвучить ситуацию с другом, а не подвергать его бойкоту, как баран следуя за толпой.

Полезно четко понимать разницу между уверенным и агрессивным поведением. Уверенный человек не боится высказывать свое мнение, желания, строить личные планы и отстаивать свои права. Агрессивный человек делает это все за счет других людей – их чувств и боли.

Если агрессия в отношениях имеет место, то:

– нужно начать реагировать на ситуацию как можно раньше.

– страх и нерешительность – самая лучшая почва для разрастания конфликта.

– учителя, родители и любое другое взрослое окружение должны немедленно вмешаться в конфликт с того момента когда у подростка появляется депрессивная или тревожная реакция на происходящее.
Степень вмешательства зависит от личности конфликтующих, контекста конфликта и расстановки сил.
– с советами ответной агрессии довольно важно не переборщить. Иногда бывшая Жертва начинает чувствовать себя уверенно и становится сама Агрессором, преследующим слабых.

В целом работать со случаями агрессии в отношениях гораздо сложнее, чем просто предотвратить ее развитие.
Google





Просмотров заметки: 2,287
Популярные:

Оставить комментарий

*